пятница, 23 января 2015 г.

УКРАШЕНИЕ ДОМА РЕЗЬБОЙ


Во власти Духа Студня  
Картина Всеволода Иванова 

Домовая резьба издревле использовалась на Руси в качестве неотъемлемого атрибута   
Домовая резьба выполняла как декоративную роль, так и охраняла Дом и Его жителей от злых духов и всевозможных несчастий  
Без Домовой Резьбы строительство Дома не могло считаться полностью завершённым  

Резьбой украшались наличники, карнизы, причелины, ставни, фронтон, балясины, крыльцо, кровля  

Истоки Домовой Резьбы уходят своими корнями в глубокую древность. В Древней Руси Её, прежде всего применяли для привлечения Могучих Светлых Сил - чтобы защитить Дом человека, его род, хозяйство от вторжения злых и тёмных начал. Тогда существовала целая система как Символов, так и Знаков, защищающих Пространство крестьянского Дома. Наиболее яркой частью Жилища были карнизы, наличники, крыльцо. Резной орнамент - набор наиболее устойчивых символов, знаков - в глубоком прошлом, нёс магико-заклинательную обережную функцию, которую Б. А. Рыбаков назвал «овеществлёнными заговорами», возникшими в недрах славянского язычества и перенесёнными через века в наши дни  

Отчасти Резьба напоминала Славянскую Вышивку. Изображались стилизованные животные (петушки, коньки). Геометрический орнамент состоял из ромбиков, равносторонних крестиков, квадратиков, треугольничков, кружков. Растительный орнамент содержал более плавные формы. По исполнению Резьба могла быть глухой и сквозной  

Особенно важным и интересным был образный мир наличников окон. Сами окна - в представлении о Доме - являются пограничной зоной между Миром внутри жилища и иным, природным, зачастую неизвестным, окружающим Дом со всех сторон. Верхняя часть наличника обозначала Небесный Мир, на ней изображались символы Солнца. На сводчатых очельях присутствовали символы зооморфные (змеи с растительными изогнутыми телами, величавые птицы с поднятыми крыльями и пышными хвостами), фитоморфные (стебли, ростки, цветы) и освящённые солярными крестами и розетками  

Изображенная картина Мира - от конька до порога и до ворот - делала Дом Мирокосмом, отражением Макрокосма, вписывала Его в Мир, должна была обеспечить лад, согласие с Миром, а следовательно, и благополучие. Таким образом, Домовая Резьба изначально несла двойную функцию: защитную и обеспечивающую благополучие, и лишь затем, с некоторой секуляризацией мировоззрения, появилась эстетическая функция  

Повсеместно разлитой опасности была «противопоставлена повсеместность Солнечного Света; при этом была подчёркнута закономерность неизбежного прихода Солнца в новый день вместе с Утренней Зарёй» (Б.А. Рыбаков)   

Домовая резьба предполагает украшение и внутреннего убранства Жилища, в которое входят мебель и посуда   



Комментариев нет:

Отправить комментарий